Горная промышленность, горнодобывающая промышленность, комплекс отраслей производства по разведке месторождении полезных ископаемых, их добыче из недр земли и первичной обработке — обогащению.
Горная промышленность, делится на след. основные группы: 1) топливодобывающую (нефтяная добыча природного газа, угольная, сланцевая, торфяная); 2) рудодобывающую (железорудная, марганцеворудная, добыча руд цветных, благородных и редких металлов, радиоактивных элементов); 3) промышленность неметаллических ископаемых и местных стройматериалов (добыча мрамора, гранита, асбеста, мела, доломита, кварцита, каолина, глины, гипса, мергеля, полевого шпата, известняка); 4) горнохимическую (добыча апатита, калийных солей, нефелина, селитры, серного колчедана, борных руд, фосфатного сырья); 5) гидроминеральную (минеральные подземные воды, вода для водоснабжения и др. целей). Горное дело существует с древних времён.
Горная промышленность, получила быстрое развитие с конца 18 — начала 19 вв.
В 1967 во всём мире было добыто ок. 7 млрд. т полезных ископаемых, общая стоимость которых оценивалась примерно в 80 млрд. долларов. Из общей стоимости добытого минерального сырья и топлива приходилось (1967) свыше 70% на топливно-энергетическое сырьё (в т. ч. 48,8% на нефть и 17,5% на уголь), 7% на железные руды.
СССР располагает огромными потенциальными ресурсами различных видов сырья и топлива, занимая 1-е место в мире по разведанным запасам угля, торфа, железной и марганцевой руд, бокситов, меди, свинца, никеля, вольфрама, большими запасами нефти, природного газа и др. полезных ископаемых.
За годы Советской власти резко изменилось размещение Горная промышленность, СССР. Удельный вес всех восточных районов страны составил в 1969 по добыче угля 51,1%, нефти 34,3%, природного газа (включая попутный) 29,6%, железной руды 30,6%.
реклама
Высокими темпами развивалась добыча полезных ископаемых . Добыча важнейших полезных ископаемых в СССР, млн. т В 1969 на Горная промышленность, СССР приходилось примерно 20% мирового горного производства (добыча полезных ископаемых в ценностном выражении).
В горной промышленности СССР работало ок. 2,5 млн. рабочих и служащих (1969), что составляло примерно 8% всего промышленно-производственного персонала, занятого в промышленности страны. Горная продукция занимает 1-е место в перевозках грузов железнодорожным транспортом СССР (перевозка каменного угля и кокса, нефтяных грузов, руд и минеральных строительных материалов железнодорожным транспортом в 1969 составила 65% по тоннажу).
Советские годы:
ВАЗ-2101 — символ советского автопрома, лицензионная копия итальянского Фиат-124, “автомобиля года” Европы 1966 г., выпускавшегося также в нескольких других странах.
Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведён заводом АМО в 1924.
С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 гг. предприятие АМО было реконструировано и, переименованное в ЗИС, выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930—1932 было построено предприятие НАЗ (ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы Ford Motor.
Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации, стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА.