- Выручка: $69,570 млрд (2019)
- Операционная прибыль: $14,868 млрд (2019)
- Чистая прибыль: $11,054 млрд (2019)
- Активы: $193,984 млрд (2019)
- Общий капитал: $93,889 млрд (2019)
- Количество сотрудников: 223 000 человек (28 сентября 2019 г.)
Disney Company, полностью The Walt Disney Company, ранее (1929–86) Walt Disney Productions, американская корпорация, которая была самым известным поставщиком семейных развлечений в 20-м и 21-м веках. Это также был один из крупнейших в мире медиа-конгломератов с такими известными холдингами, как ABC, ESPN, Pixar, Marvel Entertainment и 20th Century Fox. Штаб-квартира Disney находится в Бербанке, Калифорния.
Ранние годы и Микки Маус
Уолт Дисней начал свою карьеру в анимации в компании Kansas City Film Ad Company в Миссури в 1920 году. В 1922 году Дисней и его друг Уб Иверкс, одаренный аниматор, основали студию Laugh-O-gram Films в Канзас-Сити и начали снимать серию мультфильмов по мотивам басен и сказок.
К Disney и Iwerks присоединились такие известные аниматоры, как Хью Харман, Рудольф Изинг и Изадор («Фриз») Фреленг. В 1923 году Дисней выпустил короткометражный фильм «Алиса в стране чудес», сочетающем в себе живые карды и анимацию, который должен был стать пилотным фильмом в серии.
Через несколько недель после его завершения Дисней объявил о банкротстве и уехал из Канзас-Сити, чтобы обосноваться в Голливуде в качестве оператора. «Алиса в стране чудес» оказалась неожиданным хитом, и заказы от дистрибьюторов на другие фильмы об Алисе вынудили Дисней вновь открыть магазин в Голливуде с помощью своего брата Роя – постоянного делового партнера. Команда из Канзас-Сити вскоре присоединилась к Диснеям в Калифорнии, и в течение следующих четырех лет компания производила в основном фильмы об Алисе.
В 1927 году Дисней начал свою первую серию полностью анимационных фильмов с персонажем Освальда, счастливого кролика. Когда его дистрибьютор присвоил права на персонажа, Дисней изменил внешность Освальда и создал нового персонажа, которого он назвал Мортимер Маус; по настоянию его жены Дисней переименовал его в Микки Мауса. Два немых мультфильма о Микки Маусе – «Безумный самолет» (1928) и «Галлопин Гаучо» (1928) – были созданы до того, как Дисней применил новизну звука для третьей постановки Микки «Пароход Вилли» (1928), которая стала первым выпущенным мультфильмом о Микки. Этот фильм сразу произвел фурор и привел к тому, что студия на долгие годы доминировала на рынке анимационных фильмов.
На протяжении 1930-х годов компания переименовала Walt Disney Productions в 1929 году, производила мультфильмы с участием Микки Мауса и его постоянных помощников Дональда Дака, Плутона и Гуфи, а также серию «Глупые симфонии» – полуабстрактные мультфильмы с анимацией на классическую, или музыку Карла Столлинга, гениального музыканта, автором множества лучших мультфильмов Disney и Warner Brothers. В «Глупых симфониях» «Цветы и деревья» (1932) был первый мультфильм, созданный с использованием трехцветной технологии Technicolor, а также первый короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар». Самым популярным из мультфильмов «Глупые симфонии» стал «Три поросенка» (1933), получивший еще один «Оскар».
Классический анимационный фильм: Белоснежка, Леди и Бродяга
Продолжающийся успех студии воодушевил Диснея на свой самый рискованный шаг в 1934 году, когда он начал производство фильма «Белоснежка и семь гномов» (1937). Хотя это и не первый полнометражный мультфильм – эта честь, вероятно, принадлежит «Приключениям принца Ахмеда» Лотте Рейнигер (1926), – он был первым, получившим широкую огласку. «Белоснежка» произвела такую же сенсацию, как «Пароход Уилли», произвела революцию в индустрии и доказала эффективность анимации как средства создания полнометражных историй.
Дисней выступал за реалистичный подход к среде, в отличие от анархического стиля других анимационных студий. Сцены в мультфильмах Диснея были составлены и оформлены так, как если бы они были в игровом фильме, а сюрреалистические аспекты персонажей были сведены к минимуму. Хотя такой подход вызвал критику, что Дисней препятствовал экспериментам и ограничивал возможности анимации, нет никаких сомнений в его успехе в «Белоснежке» и последующих анимационных фильмах.
Дальнейшее процветания
Компания Disney продолжала процветать в 1950-х и 60-х годах. Он производил популярные телешоу, такие как Клуб Микки Мауса, Зорро и Подарки Уолта Диснея, которые под разными названиями (такими как «Чудесный мир цветов» Уолта Диснея и «Чудный мир Диснея») и, несмотря на периодические перерывы, все еще производились. начало 21 века. Качественные анимационные фильмы, такие как «Спящая красавица» (1959 г.), «101 далматинец» (1961 г.) и «Винни-Пух и медовое дерево» (1965 г.), все еще производились, а среди получивших высокую оценку транспортных средств с живыми действиями – «20000 лье под водой» (1954 г.), Старый Йеллер (1957), Дарби О’Гилл и маленькие люди (1959), Рассеянный профессор (1961) и Невероятное путешествие (1963).
Лучший игровой фильм Диснея, Мэри Поппинс (1964), был объявлен величайшим достижением студии за более чем 20 лет. Фильм получил пять премий Американской киноакадемии, в том числе Оскар за лучшую женскую роль Джули Эндрюс, и был номинирован в семи дополнительных категориях.
реклама
Уолт Дисней никогда не был богатым человеком по голливудским стандартам, в основном потому, что ценил совершенство больше, чем прибыль. «Я делаю фильмы не для того, чтобы зарабатывать деньги, – сказал он однажды, – я зарабатываю деньги, чтобы снимать больше фильмов». Когда он умер 15 декабря 1966 года, компания находилась в финансовом упадке, но предприятия, которые он планировал до своей смерти, обеспечили будущее компании. В 1965 году он купил 43 акра бесплодной земли в центральной Флориде для своего самого амбициозного проекта – Всемирного центра отдыха Уолта Диснея. Рой Дисней взял на себя руководство проектом, и парк открылся в 1971 году с большим успехом; В 1982 году в состав парка вошло экспериментальное сообщество прототипов завтрашнего дня, или Центр Эпкот, позже известное как Эпкот, и сразу же стало одной из его главных достопримечательностей. Epcot был последним проектом, который Уолт Дисней задумал при жизни, и на рубеже 21 века он привлекал более 10 миллионов посетителей ежегодно.
Возрождение компании
Рон Миллер, зять Диснея, считается инициатором поразительного возрождения компании. В начале 1980-х Миллер расширил продуктовую линейку компании и основал Touchstone Pictures, дочернюю компанию, занимающуюся производством фильмов для взрослой аудитории. Touchstone произвел одни из самых успешных в финансовом и критическом отношении фильмов 80-х и 90-х годов, в том числе Всплеск (1984), Цвет денег (1986), Трое мужчин и ребенок (1987), Кто подставил кролика Роджера (1988), Доброе утро, Вьетнам (1987), Общество мертвых поэтов (1989), Красотка (1990), Отец невесты (1991), Эд Вуд (1994) и Заклинатель лошадей (1998). Чтобы сохранить свой имидж поставщика развлечений для всей семьи, Disney не использует свое имя в продукции Touchstone.
1990-е были чрезвычайно успешным десятилетием для компании Disney. Возрождение ознаменовалось выпуском мультфильма «Русалочка» (1989), который считается лучшей работой Disney за последние более 40 лет. Затем последовали более анимированные блокбастеры, в том числе «Красавица и чудовище» (1991), «Аладдин» (1992), «Король Лев» (1994), «Горбун из Нотр-Дама» (1996) и «Фантазия 2000» (1999). Компания экспериментировала с компьютеризированной анимацией для игрового фильма «Трон» (1982) и реализовала потенциал этой технологии в чрезвычайно успешных фильмах «История игрушек» (1995 г.) и «История игрушек 2» (1999 г.), которые Disney разработала и произвела совместно с Pixar Animation Studios. Успехом пользовались и телесериалы, особенно «101 далматинец» (1996), римейк собственного мультфильма Диснея 1961 года.
Расширение: ABC, Pixar и Marvel Entertainment.
Хотя фильмы по-прежнему являются основным компонентом компании Disney, они представляют собой лишь одно из многих успешных начинаний последних лет. Новые тематические парки Диснея были открыты в Париже, Токио и Гонконге, а DisneyQests – закрытые тематические парки с интерактивными аркадами виртуальной реальности – дебютировали в Орландо, Флорида и в Чикаго; последний впоследствии был закрыт. В начале 21 века аттракционы Диснея ежегодно посещали более 115 миллионов человек по всему миру.
Disney Magic, первый корабль Disney Cruise Line, был спущен на воду 30 июля 1998 года и предлагал путевки на Карибские острова. Помимо давно существующей кабельной сети Disney Channel, интересы вещания были расширены за счет включения сети ABC, спортивной кабельной сети ESPN и Radio Disney.
Самым заметным и примечательным предприятием 90-х годов прошлого века было проникновение в бродвейские мюзиклы. Сценические экранизации анимационных фильмов «Красавица и чудовище» и «Король Лев», визуально великолепные и имеющие многолетний успех, были впервые показаны в 1994 и 1997 годах соответственно. В 1997 году компания приобрела бродвейский театр «Новый Амстердам», и ей приписывают множество общественных улучшений в районе Бродвея.
Самая амбициозная постановка Диснея – это современная версия «Аиды» (2000 г.) с партитурой композитора «Король Лев» Элтона Джона и Тима Райса. В конце 20-го века Walt Disney Company была одним из крупнейших в мире конгломератов индустрии развлечений и неизменно входила в число 50 крупнейших корпораций Америки.
В 21 веке партнерство Disney с Pixar продолжало приносить плоды, и их новаторские фильмы бросали вызов ранее существовавшим представлениям о том, что можно сделать с помощью компьютерной анимации. Ряд их фильмов, включая «В поисках Немо» (2003), Рататуй (2007), WALL∙E (2008), Up (2009), Toy Story 3 (2010), Inside Out (2015) и Coco (2017), имели успех. Также популярными оказались компьютерные анимационные фильмы Диснея. Среди них были Tangled (2010), Wreck-It Ralph (2012) и Frozen (2013). Живые боевики Диснея пережили своего рода возрождение, когда фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины» (2003), вдохновленный поездкой в тематические парки Диснея, получил огромные сборы в прокате. Фильм, в котором Джонни Депп изображен в роли обезумевшего пирата капитана Джека Воробья, положил начало франшизе, собравшей в мировом прокате более $3,7 млрд.
Майкл Эйснер завершил свой двадцатилетний срок в должности генерального директора Disney в 2005 году. Его сменил бывший председатель ABC Роберт Айгер. Айгер руководил резким расширением бренда Disney и организовал ряд громких приобретений. В 2006 году Disney приобрела Pixar за $7,4 млрд, а в 2009 году за 4 миллиарда долларов приобрела Marvel Entertainment, компанию, наиболее известную как издатель комиксов. Marvel только начала ускорять график разработки фильмов на момент покупки, произвел серию хитов, кульминацией которых стали «Мстители» (2012), один из самых кассовых фильмов всех времен. Disney продолжала выпускать ремейки своих классических анимационных фильмов, в том числе «Алису в стране чудес» (2010 г.), «Золушку» (2015 г.) и «Красавица и чудовище» (2017 г.).
В 2012 году Disney покупает Lucasfilm Ltd. у режиссера Джорджа Лукаса примерно за $4 млрд. Эта покупка принесла франшизу «Звездные войны» под эгидой Диснея, и в 2015 году компания выпустила седьмую часть сериала «Звездные войны: Пробуждение силы», режиссером которой выступил Джей Джей Абрамс. Компания также выпустила отдельные фильмы, действие которых происходило во вселенной «Звездных войн», первым из которых был «Изгой-один: история звездных войн» (2016).
В 2017 году Disney согласился выкупить большую часть акций 21st Century Fox, включая киностудию 20th Century Fox. Сделка закрылась в 2019 году и оценивалась примерно в $71 млрд.